Маркетинговое обслуживание предприятий

За годы консультирования, обучения и разработок в области маркетинга, рекламы и Public Relations (PR), у нас накопилась обширная картотека сложных задач и решений. Вот некоторые из самых, на наш взгляд, острых и распространенных проблем в организации маркетинга предприятия:  

  1. Сложность подбора специалиста. Даже если на предприятии есть экспертная система подбора кадров (что на малых и средних предприятиях – редкость), маркетолога найти сложно, а опытного маркетолога – практически не реально. Опыт последних лет показал: подбор маркетолога наиболее затратен по времени, приходится оценивать десятки специалистов и, к сожалению, очень редко профессиональный уровень соискателей превышает троечный. Одна из причин – это либо полное отсутствие практики решения сложных задач, либо наличие узкого опыта.
  2. Сложности в нормировке творческих кадров. Факт – подавляющее большинство руководителей и собственников предприятий, в силу тех или иных причин, не в состоянии грамотно прописать задачи маркетолога (часто - не понимает в чем, собственно, эти задачи), руководителю важен результат, а не процесс. Отсюда миф: творческую работу пронормировать нельзя (или творческий процесс неуправляем). Сами специалисты этим мифом любят прикрывать некомпетентность.   
  3. Производительность труда. Оценивая работу штатных маркетологов, экспериментально было выведено: средний специалист на выполнение профессиональных функций (в том числе творческая работа) тратит не более 2 часов в рабочую смену. Остальное время – это «секретарская работа» (выполнение мелких поручений, перекладывание бумажек с места на место) и действия не рабочего характера.
  4. Непрописанный функционал. Удивительно, но очень часто наблюдается картина: стратегией компании занимается руководство, рекламную политику определяет оно же, реализуют все это наемные рекламщики. Что же делает в этой системе маркетолог? Кто-то скажет – занимается анализом, на самом же деле он занимается переговорами с рекламными агентами (секретарской работой) не более 2 часов в день…
  5. Вложения в персонал. Некоторые компании пытаются «растить» маркетологов, вкладывая деньги (кстати, немалые) в их обучение. Пока специалист «растет», приходится мириться с многочисленными ошибками и недоработками. К сожалению, выращенные маркетологи, «почему-то», очень быстро увольняются…    
  6. Отсутствие технологий. Ни ВУЗы, ни книги – не дают технологий творческой работы (эти технологии передаются лишь на не многочисленных дорогостоящих курсах), поэтому творческий процесс сводится к «ожиданию музы», что очень тормозит процесс, причем, чаще всего, муза так и не приходит  и приходится ограничиваться типовыми решениями, пресловутым «Как у всех».

Решать эти проблемы можно по-разному: прописать систему стандартов, функционал и бизнес процессы; внедрить технологии и т.д. Единственный недостаток таких решений – это цена, постановка работы маркетинговой службы, что называется «под ключ» - это сотни тысяч. Есть решение более экономное, внешнее маркетинговое обслуживание (аутсорсирнг). Уже привычным стал бухгалтерский и юридический аутсорсинг.

Интересно, что на западе, в том числе и крупнейшие корпорации в первую очередь отдают на внешнее обслуживание именно функции продвижения (что, кстати, логично, ведь финансовая, бухгалтерская и юридическая информация – более закрытая) большинство крупнейших и известнейших рекламные компании были разработаны и проведены не самими корпорациями, а рекламными агентствами.

Вот некоторые преимущества внешнего маркетингового обслуживания:

  1. Вместо одного маркетолога компания получает целый маркетинговый отдел (причем по цене одного квалифицированного маркетолога).
  2. В компаниях, профессионально занимающихся маркетинговым и PR консалтингом, уже есть все необходимые методики и творческие технологии (в том числе, разработанные специалистами компании), за которые не приходится платить заказчику.
  3. Компетентность  и профессионализм специалистов аутсорсеров на голову выше, чем у штатных маркетологов. Дело в том, что аутсорсеры одновременно работают с множеством разнотипных компаний, приходится решать множество разнотипных задач, поэтому объем и скорость получения опыта очень велика. Проверено, что за месяц аутсорсеру приходится решать небанальных задач больше, чем среднему штатному маркетологу за год.
  4. Штатный маркетолог практически не несет ответственности за свою работу (максимум, что ему грозит – увольнение), в то же время, компания аутсорсер несет перед вами ответственность, как перед клиентами.
  5. Компании аутсорсеру, в отличие от штатного специалиста, не надо платить за «время проведенное на рабочем месте», вы платите только за конкретную функцию, результативность которой весьма прозрачна.
  6. Компания аутсорсер имеет более выгодные взаимоотношения с рекламными площадками за счет объема заказов, что позволяет экономить на рекламном бюджете.